Учебно-методический комплекс основы эго-психологии специальность 030301 «Психология»

Доброго времени суток, уважаемый Владимир! Прошу прощения, не знаю Вашего отчества, по имени обращаться как-то неловко. Я девушка, 23 лет, учусь на специального психолога. Мне 23 года, учусь на специального психолога. Конечно, психологическое образование и характерная рефлексивность способствовали глубокой самоэксплорации. Возможно, Вы решите, что мое состояние - это лишь"синдром 3-го курса", то есть приписывание себе несуществующих психологических проблем. Однако проблемы начались задолго до факультета психологии. Вся моя сознательная жизнь - это вовсе не жизнь, а затянувшийся процесс умирания.

Вы точно человек?

Развитие личности, непрекращающийся процесс взаимодействия индивида с окружающей средой сопровождается преобразованием его Я-идентичности либо в позитивном направлении, в сторону здоровья, либо, наоборот, в негативном направлении, в сторону патологической личностной трансформации. В ситуации психической дезадаптации в психодинамической структуре личности может наблюдаться рассогласование ее центральных бессознательных функций агрессии, страха, сексуальности, нарциссизма, внешнего и внутреннего Я-отграничения , опосредованное телесными особенностями индивида и социокультурными характеристиками среды.

Наличие нормативных данных методики и МОПЗ, характеризующих центральные психические функции личности, позволяет оценивать направленность и глубину рассогласованности личностных структур у больных. При ППР остаются сохранными лишь единичные структуры личности. Остальные функции имеют значимые отклонения от нормы.

Но болевые ощущения — это не только эмоциональные проявления (страх), включает дискомфортный, алгический и дефицитарный компоненты.

Концепция социальной энергии представляет собой одно из фундаментальных положений теории и практики динамической психиатрии. Она создает информационно-энергетическую модель, заменяющую интраиндивидуально-биологическое либидо Фрейда социальной психической энергией, генерируемой отдельными группами людей и зависящей от них.

Таким образом, социальная энергия рассматривается не как психическая константа, подчиняющаяся законам термодинамики, а как переменная, зависящая от актуальной групповой динамики. По своему интегральному качеству социальная энергия может быть, конструктивной, дефицитарной как в семьях депрессивных пациентов или деструктивной как в семьях больных шизофренией или имеет смешанные формы.

Создавая и изменяя человека, социальная энергия проявляется в Я-структуре его личности. На этой концепции базируются как этиологическое толкование архаических болезней Я, так и психотерапевтическая практика динамической психиатрии базирующаяся на возможности наверстывающего развития Я терапии идентичности в терапевтической среде, предоставляющей больному, главным образом, конструктивную социальную энергию. Давать социальную энергию означает нечто иное, чем проявлять интерес, понимание, заботу и оказывать помощь человеку в его трудностях.

Терапевтический опыт показывает, что в ходе успешного лечения шизофренический психоз может трансформироваться в заболевание бордерлайн и, позже, в невроз. СТРАХ Страх тревога также, как и агрессия, является одним из важнейших психических феноменов человека, исследования которого зачастую рождают целые направления в психологии.

В концепции динамической психиатрии страх тревога , как и агрессия, представляет собой центральную гуманную функцию, расположенную в неосознаваемом ядре личности и выполняющую роль важнейшего индикатора и регулятора взаимоотношений индивида со средой, необходимого как условие проявления активности, приобретения нового опыта, поддержания и развития Я-идентичности. Другими словами, именно тревога позволяет субъекту правильно ориентироваться в сложном мире объектных отношений, справляться с реальностью, контактировать человеку с самим собой, со своим бессознательным и, тем самым, быть способным устанавливать контакты с другими лицами и группами.

При этом важно отметить, что тревога у человека возникает во всякой ситуации, требующей подтверждения своей идентичности, и, фактически является энерго-регуляторным механизмом преодолевающего копинг- поведения. Для нормального развития Я-идентичности в условиях различного рода опасности требуется наличие определенного уровня чувства страха тревоги и особенно - способности сосуществовать с ним. Конструктивный страх имеет важную сигнальную, защитную и ориентировочную функцию, например, при оценке степени опасности.

Знание особенностей личности, взаимосвязанных с правонарушающим поведением, позволяет более целенаправленно и эффективно выстраивать стратегии общей и специальной превенции уголовных преступлений. Основополагающим понятием личности для Г. Центральные Я- функции, измеряемые тестовой методикой, представляют собой следующие образования:

ДФА – дефицитарная агрессия КС – конструктивный страх ДС – деструктивный стах ДФС – дефицитарный страх КН – конструктивный нарциссизм.

К вопросу о психодинамической диагностике пограничного личностного расстройства А. Колотильщикова Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. Бехтерева Пациенты с пограничным личностным расстройством относятся к категории диагностически"трудных пациентов". При этом число их неуклонно растет. Понимание таких больных основывается на описательных динамических и комбинированных признаках .

, , критерии диагностики являются в большей степени результатом консенсуса специалистов, чем эмпирического исследования . В течение длительного времени существовали определенные сложности в выделении их в отдельную диагностическую единицу. В зависимости от традиций той или иной психиатрической школы это расстройство диагностировалось как аффективное или как особая форма шизофрении. Отчасти это объясняется полиморфизмом симптоматики, высокой ее пластичностью, трудностью в выделении так называемого стержневого синдрома в самом пограничном личностном расстройстве.

Это, по их мнению, вносит основной вклад в неспособность таких больных поддерживать стабильность в меняющемся мире и влияет на когнитивные, аффективные, интерперсональные и кинезиологические функции. Диагноз по МКБ устанавливается на основании симптомов личностных расстройств 60 и следующих дополнительных признаков: Тиганова отмечается, что среди типов личностных расстройств психопатии , традиционно выделяемых в отечественной психиатрии, не существует аналога, сопоставимого с пограничным личностным расстройством, по некоторым параметрам оно может соответствовать неустойчивому типу психопатий.

Авторы указывают, что" пограничную личность отличают аффективная лабильность, подвижность когнитивных процессов, крайняя чувствительность на пути к самореализации, функционированию на максимуме возможностей. Обостренно воспринимаются и затруднения в сфере интерперсональных отношений, особенно ситуация фрустрации.

/ Кабанов М.М., Незнанов Н.Г. - Очерки динамической психиатрии

Агрессия Различия в средних значениях конструктивной агрессии у сотрудников охраны и осужденных статистически не значимы, хотя на статистически значимом уровне он меньше, чем уровень конструктивной агрессии нормальной выборки в человек, на которой разрабатывались нормы русскоязычного варианта Я-структурного опросника.

Конструктивная агрессия, по мнению авторов теста3 , понимается как активный деятельный подход к жизни, возможность устанавливать продуктивные межличностные контакты и поддерживать их несмотря на определенные противоречия, способность формировать свои собственные жизненные цели и реализовывать их даже в неблагоприятных условиях, иметь и отстаивать свои идеи, мнения, точки зрения.

Конструктивная агрессия связана с возможностью открыто проявлять свои эмоциональные переживания, являясь предпосылкой собственного развития и обучения. Для лиц с высоким показателем конструктивной агрессии характерны активность, коммуникабельность, конструктивное преодоление трудностей, безболезненное отстаивание собственных целей и интересов и в то же время способность к компромиссу без ущерба для собственной идентичности.

Отсутствие существенных различий между сотрудниками охраны и осужденными по уровню конструктивной агрессии свидетельствует лишь о сходности общего созидательного механизма активности у тех и других, но ничего не говорит о направленности этой активности. У сотрудников охраны направленность на выполнение социально ответственной и социально одобряемой функции защиты общества, у осужденных — криминальная направленность поведения, также требующая активности, инициативности, коммуникабельности, преодоления трудностей и конструктивного межличностного взаимодействия, особенно если это связано с групповой преступной деятельностью.

Сегодня мы разберём деструктивный и дефицитарный страх/тревогу по ISTA. Деструктивный страх – это затопляющий страх без ясно.

Описание ключ теста Аммона: Конструктивная, деструктивная и дефицитарная агрессия, тревога страх , внешнее и внутреннее Я-отграничение, нарциссизм и сексуальность. Конструктивная агрессия Для лиц, обнаруживающих высокие показатели по шкале конструктивной агрессии, характерны активность, инициативность, открытость, коммуникабельность, креативность. Они способны к конструктивному преодолению трудностей и межличностных конфликтов, в достаточной степени выделяют собственные главные цели и интересы и безбоязненно отстаивают их в конструктивном взаимодействии с окружающими.

Их активность даже в конфронтационных ситуациях учитывает интересы партнеров, поэтому они, как правило, умеют достигать компромиссных решений без ущерба для личностно-значимых целей, то есть без ущерба для собственной идентичности. Деструктивная агрессия Лица, обнаруживающие высокие показатели по данной шкале, отличаются недоброжелательностью, конфликтностью, агрессивностью.

В поведении деструктивная агрессия проявляется склонностью к разрушению контактов и отношений, в деструктивных поступках вплоть до неожиданных прорывов насилия, тенденцией к вербальному выражению гнева и ярости, разрушительными действиями или фантазиями, стремлением к силовому решению проблем, приверженностью к деструктивным идеологиям, склонностью к обесцениванию эмоциональному и мыслительному других людей и межличностных отношений, мстительностью, цинизмом.

Дефицитарная агрессия Для лиц, обнаруживающих высокие показатели по шкале дефицитарной агрессии характерна пассивная жизненная позиция, отчуждение собственных планов, интересов и потребностей. Они склонны откладывать принятие решений и не способны прикладывать сколько-нибудь значительные усилия для достижения поставленных целей. В межличностных ситуациях, как правило, наблюдается уступчивость, зависимость и стремление к избеганию каких-либо противоречий, ситуаций столкновений интересов и потребностей Конструктивная тревога страх Для лиц с высокими показателями по шкале конструктивной тревоги характерно наличие способности трезво оценивать опасности реальной жизненной ситуации, пересиливать свой страх для реализации жизненно-важных задач, целей и планов, расширения жизненного опыта.

Они, как правило, умеют в экстремальных положениях принимать обоснованные, взвешенные решения, обладают достаточной толерантностью к тревожным переживаниям, позволяющей им сохранять целостность даже в сложных ситуациях, требующих ответственного выбора, то есть подтверждения идентичности. Тревога у этих людей способствует повышению продуктивности и общей эффективности деятельности. Деструктивная тревога страх Для лиц с высокими показателями по шкале деструктивного страха характерны повышенная тревожность, склонность к беспокойству и волнениям даже по самым незначительным поводам, трудности в организации собственной активности, частое ощущение недостаточности контроля над ситуацией, нерешительность, робость, стеснительность, аспонтанность, выраженность вегетативных стигм тревоги потливость, головокружение, учащенное серцебиение и т.

Они, как правило, испытывают серьезные трудности в самореализации, расширении часто ограниченного жизненного опыта, ощущают беспомощность в ситуациях, требующих мобилизации и подтверждения идентичности, переполнены всевозможными опасениями относительно своего будущего, не способны по настоящему доверять ни себе, ни окружающим людям.

дефицитарный страх

Концепция социальной энергии представляет собой одно из фундаментальных положений теории и практики динамической психиатрии. Она создает информационно-энергетическую модель, заменяющую интраиндивидуально-биологическое либидо Фрейда социальной психической энергией, генерируемой отдельными группами людей и зависящей от них. Таким образом, социальная энергия рассматривается не как психическая константа, подчиняющаяся законам термодинамики, а как переменная, зависящая от актуальной групповой динамики.

По своему интегральному качеству социальная энергия может быть, конструктивной, дефицитарной как в семьях депрессивных пациентов или деструктивной как в семьях больных шизофренией или имеет смешанные формы. Создавая и изменяя человека, социальная энергия проявляется в Я-структуре его личности. На этой концепции базируются как этиологическое толкование архаических болезней Я, так и психотерапевтическая практика динамической психиатрии базирующаяся на возможности наверстывающего развития Я терапии идентичности в терапевтической среде, предоставляющей больному, главным образом, конструктивную социальную энергию.

Дефицитарное мышление да, как раз страх остаться без денег.есть. Деньги конечно есть, но жутко мало. По семинару который я.

Психологическая энциклопедия СТРАХ Страх тревога также, как и агрессия, является одним из важнейших психических феноменов человека, исследования которого зачастую рождают целые направления в психологии. В концепции динамической психиатрии страх тревога , как и агрессия, представляет собой центральную гуманную функцию, расположенную в неосознаваемом ядре личности и выполняющую роль важнейшего индикатора и регулятора взаимоотношений индивида со средой, необходимого как условие проявления активности, приобретения нового опыта, поддержания и развития Я-идентичности.

Другими словами, именно тревога позволяет субъекту правильно ориентироваться в сложном мире объектных отношений, справляться с реальностью, контактировать человеку с самим собой, со своим бессознательным и, тем самым, быть способным устанавливать контакты с другими лицами и группами. При этом важно отметить, что тревога у человека возникает во всякой ситуации, требующей подтверждения своей идентичности, и, фактически является энерго-регуляторным механизмом преодолевающего копинг- поведения.

Для нормального развития Я-идентичности в условиях различного рода опасности требуется наличие определенного уровня чувства страха тревоги и особенно - способности сосуществовать с ним. Конструктивный страх имеет важную сигнальную, защитную и ориентировочную функцию, например, при оценке степени опасности. Конструктивная личность характеризуется психологической устойчивостью толерантностью к тревожным переживаниям и умением принимать обоснованные, взвешенные решения в ситуациях ответственного выбора как в повседневных стационарных , так и в экстраординарных экстремальных условиях.

Для нее также характерна способность к контактам и активному привлечению других людей для разрешения собственных трудностей, сомнений, опасений и страхов, а также способность чувствовать тревожные переживания других и оказывать поддержку в их преодолении. Деструктивный страх Деструктивный страх представляет собой деформацию искажение регуляторной составляющей механизма совладания с тревогой, с утратой активности, обеспечивающей психическую интеграцию личности.

Сформированное таким образом у ребенка базисное недоверие к миру приводит к чрезмерной фрустрации его чувства безопасности, бессознательно сопровождая личность во всех ее последующих отношениях с реальностью и деформации межличностного взаимодействия как важнейшего способа преодоления переживаемой угрозы. Одной из целей гуманструктуральной терапии является превращение деструктивного страха в конструктивную силу, то есть восприятие его как двигателя развития идентичности человека, ибо каждый новый шаг по направлению к собственной идентичности связан с открытием границ Я и, тем самым, со страхом.

Описание ключ теста Аммона: конструктивность, деструктивность, дефицитарность

Контакты Тревога клинические и терапевтические аспекты … из всего спектра эмоций, которые переживает человек, тревога является не самой приятной, но она бесспорно необходима, так как позволяет нам заранее почувствовать опасную ситуацию, приготовиться к ней, возможно, в это же время принять решение и наметить план своих дальнейших действий. Различают два вида тревожной реакции: Если интенсивность тревоги чрезмерна по отношению к вызвавшей ее ситуации или она не обусловлена внешними факторами обусловлена внутренними причинами , ее рассматривают как патологическую.

Патологическая тревога, как правило, длительна во времени более 4 недель.

функции пациентов с аддикциями, к которым относятся дефицитарный нарциссизм, дефицитарное внешнее Я-отграничение и деструктивный страх.

По сути, речь идет о более глубоком расстройстве центральной Я-функции. Это расстройство проявляется в виде недоразвития Я-функции агрессии, то есть в неиспользованности изначально заданной конструктивной предрасположенности к активному, игровому манипулированию предметным миром. При выраженной дефицитарной агрессии существенно затруднена возможность открыто проявлять свои эмоции, чувства и переживания, претензии и предпочтения. Недостаток активности в какой-то мере обычно субъективно компенсируется нереалистическими фантазиями, несбыточными планами и мечтами.

В эмоциональных переживаниях на передний план выступают чувства собственного бессилия, некомпетентности и ненужности, ощущение пустоты и одиночества, покинутости и скуки. Для лиц, обнаруживающих высокие показатели по шкале дефицитарной агрессии характерна пассивная жизненная позиция, отчуждение собственных планов, интересов и потребностей. Они склонны откладывать принятие решений и не способны прикладывать сколько-нибудь значительные усилия для достижения поставленных целей.

В межличностных ситуациях, как правило, наблюдается уступчивость, зависимость и стремление к избеганию каких-либо противоречий, ситуаций столкновений интересов и потребностей. У них часто встречаются мало связанные с действительностью, заместительные фантазии, не предполагающие реального воплощения. В отличие от ранее описанного деструктивного страха, в основном связанного с утратой регуляторной составляющей тревоги, при дефицитарном состоянии Я-функции страха страдает не только регуляторный, но и экзистенциально наиболее важный сигнальный компонент тревоги.

Недостаточная нарциссическая поддержка ведет к нарциссическому дефициту Я.

Деструктивный страх проявляется прежде всего неадекватной переоценкой реальных угроз, трудностей, проблем; чрезмерной выраженностью телесных вегетативных компонентов эмоциональных реакций; плохо организованной активностью в ситуации опасности, вплоть до панических проявлений; боязнью установления новых контактов и близких, доверительных человеческих отношений; страхом перед авторитетами, неспособностью обращаться за помощью и поддержкой в трудных жизненных ситуациях.

Дефицитарный страх понимается в гуманструктурологии как бегство от страха, что означает избегание конфронтации с самим собой, с собственной идентичностью. Человек с дефицитарным страхом вообще не способен чувствовать и допускать страх:

Дефицитарное внутреннее Яотграничение 7: Дефицитарный страх 5: Деструктивная агрессия 4: Дефицитарная агрессия 3: Деструктивное внешнее.

Нарциссизм конструктивный 1 8. Перевод сырых оценок в шкальные показатели осуществляется по стандартной формуле: Нормативный интервал для данного теста составляет 20Т и распола-гается в диапазоне от 40 до 60 Т баллов. При проведении теста необходимо учитывать то обстоятельство, что утверждения опросника призваны погрузить испытуемого в воображаемую ситуацию, в которой могут проявиться неосознаваемые тенденции его Я. В связи с этим при тестировании необходимо создать для испытуемого та-кие условия, которые способствовали бы формированию у него установки на наиболее полное и точное самоописание с помощью айтемов перечня.

Тест максимально эффективен при индивидуальном тестировании, прово-димом профессионалом психодиагностом. В то же время допускаются груп-повые формы тестирования, которые должны осуществляться квалифициро-ванным, достаточно подготовленным персоналом. Категорически запрещает-ся лицам проводящим процедуру опроса испытуемого давать какие-либо комментарии смыслов тестовых утверждений.

Объем помощи должен ограни-чиваться лишь разъяснением незнакомых слов. Характеристика отдельных шкал опросника. Шкала конструктивной агрессии А1 Шкала содержит 13 утверждений, направлена на выявление конструк-тивной составляющей Я-функции агрессии. Шкала содержит утверждения ти-па:

Вестник психиатрии и психологии Чувашии 2006 №02 - файл 1.

Научно-практическое издание Чувашской ассоциации психиатров, наркологов, психотерапевтов, психологов Председатель редакционного совета А. Александров Современное состояние патогенетической психотерапии И. Николаев Психотерапия в контексте культуры. Гулямов К вопросу о социально-психологической реабилитации женщин-беженок после их репатриации А. Карвасарский и Чувашия Е. Данный номер посвящен удивитель ному человеку, который внес огромный вклад в развитие психо терапии в нашей стране, многогранно разрабатывая ее научные, организационные, образовательные и практические аспекты — Борису Дмитриевичу Карвасарскому.

С помощью отдельных значений шкал гуманфункций агрессии, страха, Дефицитарный страх понимается в гуманструктурологии как бегство от.

Целенаправленная и способствующая установлению контактов активность относительно самого себя, окружающих, объектов и духовных аспектов. Способность сохранять отношения и решать задачи, формировать свою точку зрения. Активное построение собственной жизни. Неверно направленная, прерывающая общение, разрушительная активность относительно себя самого, других людей, объектов и духовных задач.

Нарушенная регулировка агрессии, деструктивные вспышки, обесценивание других людей, цинизм, месть. В целом отсутствие активности, контакта с самим собой, другими людьми, вещами и духовными аспектами. Пассивность, уход в себя, безучастность, душевная пустота. Избегание соперничества и конструктивного спора. Способность чувствовать тревогу, перерабатывать ее, действовать адекватно ситуации. Общая активизация личности, реалистическая оценка опасности. Переполняющий психику страх смерти или быть покинутым, парализующий поведение и общение.

Избегание нового жизненного опыта, задержка развития. Неспособность воспринимать страх у себя и окружающих, отсутствие защитной функции и регулирования поведения при сигнале опасности.

Мама испортила мне всю жизнь Отношения матери и взрослой дочери Плохие отношения с матерью

Жизнь вне страха не только возможна, а полностью доступна! Узнай как избавиться от страхов, нажми тут!